Суббота
21.10.2017
20:25

RSS
"о 5 праздник"
Главная
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [8]

Форма входа

анекдоты

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Языческие праздники - зимние.

МОРОЗ

10 грудня (06.12) праздник Мороза, Бога зимы, снега и холода. Мороз покровитель всех зимних занятий, которые проходят вне дома. Так как он сын Велеса и Марены, то этот день часто отмечен оттепелями. Кроме того, проводят орги. Вечером того же дня устраивают пиры, на которых проходят замирения рассорившихся. Праздничная страва: брага, пиво, пироги.

КОРОЧУН 

26 грудня (22.12) самая длинная ночь в году. Торжество Чернобога и Марены. Зачин проводят жрецы Чернобога.

КОЛЯДА

26 грудня (22.12) рождается солнце-младенец Хорс (Хорс означает круглый, от “хоро” — круг, отсюда русское хорошо — “солнечно”, хоровод). 29 грудня (25.12), когда день “на воробьиный скок” прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, славяне отмечают Коляду. Коляда это название праздника рождения Хорса, дабы не упоминать имя божества всуе. Так называемое замещающее имя. Однако, Хорс это такое же замещающее имя, только более древнее. Он же Божич. Коляда тоже означает круглый (в древности произносилось как “КолёНда”, с носовым Н), от “колo” — круг, отсюда “кола” — повозка, колесо, колач, колобок. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов (перед рождением Хорса была самая длинная ночь в году, торжество Чернобога), так как именно волки вывозят маленького Божича на небо после длинной ночи. По окончании зачина всем подносится братина с мёдом.

Из леса появляется ряженый, одетый “Овсенем”, верхом на “свинье”. Собравшиеся приветствуют Овсеня:
— Овсень, куда едешь? 
— Мосты мостить! 
— Кому ездить? 
— Коляде государю! 
— На чём ему ездить? 
— На солнечной свинке! 
— Чем погонять? Поросёнком! 
Овсень(Усень) — старший брат-близнец Коляды, прокладывающий небесную дорогу. “Солнечная свинка” — то же самое, что и боров с золотой щетиной германского светоносного бога Фрейра. Это отголоски древнейших общеиндоевропейских представлений о солнце и плодородии: su (санскр.) — рождать, sur (санскр.) — блистать, surya (санскр.) — солнце, schwein (нем.) — свинья. Блюда из свинины занимают почётное место на святочных пиршествах. Ряженье на Коляду связано с защитой людей, прославляющих рождение нового солнца от гнева тёмных сил. Колядовщики, или окрутники, надев личину, 
остаются “неузнанными” нечистой силой. Кроме того, удары в кудесы (бубен), звон колокольчиков на одежде скоморохов, громкие песни и смех, должны служить дополнительной защитой от нечисти.
Проводив Овсеня, люди зовут:
— Приходи, Коляда! 
Появляются колядовщики и поют песню:
Мы ходили, мы искали Коляду святого 
На земле, на небеси, по Словени, по Руси, 
По полям да по лесам, по долам да по горам, 
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо! 
Впереди идет козовод, ведёт “козу” (ряженого, одетого козой). Коза с древнейших времён считается кормилицей человека, обычай гладить козу по шерсти на святках означает сытную жизнь в будущем году.
Колядовщики:
Пришла Коляда из Новгорода 
На вороном конёчке, в малёванном возочке. 
“Вороной конёчек” — длинная зимняя ночь, “малёванный возочек” — солнечные лучи, возможно северное сияние, которое иногда наблюдается и в средней полосе.
Козовод:
Ну-ка, девчонки, ну-ка, мальчонки! 
Вставайте в ряду, я козу веду! 
Впереди идёт сеятель, осыпающий зерном снег и народ (такое обрядовое засевание должно было заранее обеспечить урожай в будущем году):
Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю 
Счастья, радости желаю. 
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю, 
Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось, 
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали. 
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю. 
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота, 
Овец с овсом, жеребца с хвостом. 
Блин да лепёшка в заднее окошко! 
Кто не даст пирога, тому куричья нога, 
Пест да лопата, корова горбата. 
Когда “коза“ проходит меж рядами, её гладят по шерсти “на счастье” (“счастье” — соучастие в разделе добычи ). За “козой” идет её свита (кот, лисица, журавль, свинья). Девица-лисица пляшет и поёт:
Ой, пляшу, пляшу для дорогого — 
Может, даст ползолотого. 
Ой, мало, мало, на том не стало! 
Ой, скачу, скачу, серебра хочу! 
Раз имеешь сына, дай головку сыра! 
Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку! 
Если не богатый, выгони из хаты — 
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою. 
“Звери” подпевают:
Наша коза, стара дереза, 
С Киева шла, всю Русь обошла. 
Коза:
Коза-дереза, большие глаза, 
Коза, коза луплена, за две куны куплена. 
Стопчу тебя ногами, сколю тебя рогами! 
Ножками затопчу, хвостиком замету, 
Тут тебе смерть! Тут тебе смерть! 
Хор:
Не ходи, коза, во темны леса. 
Там, за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие. 
Во тех лесах огни горят, огни горят горючие. 
На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие. 
У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят колядуют: “Гой, Колядо!” 
Хотят тебя, козочка, зарезати. 
Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо. 
Кудесник бьёт козу в ухо, и та падает.
Хор:
Вот коза упала, хвост свой задрала. 
Нужно козе три куска сала! 
Кот:
Мяу, мяу, сала! Чтоб коза встала. 
Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье.
Козовод:
Одари, государь, колядовщиков! 
Наша коляда ни рупь, ни полтина. 
Наша коляда всего пол-алтына! 
Коляда пришла, вам здоровья принесла. 
Ой, Коляда, Коляда! 
Мы пришли прославлять, да хозяев величать. 
Да хозяину сотню лет прожить, 
А хозяюшке многоздравьице, 
Вашим детушкам: сыновьям, дочерям 
Девяносто быков, полтораста коров, 
Надели вас бог житьем и бытьём, 
И житьем, и бытьём, и богачеством! 
Хор:
Встань, коза, встряхнись! 
Встань, развеселись! 
Коза встаёт, пляшет и поёт:
Твои волы, мои волы, гей-гей! 
А впереди медведи, гей-гей! 
А вдогон им две вороны, гей-гей! 
В колеснице две синицы, гей-гей! 
Козовод:
Слушай, коза, где трубы ревут. 
Где трубы ревут, там блины пекут. 
Где блины пекут, там и нам дадут! 
Коза идет к угощенью, задирает морду и нюхает.
Хор:
Хозяин идёт, пожиток несёт! 
Первый пожиток — мерочка жита, мерочкой жита коза будет сыта. 
Другой пожиток — мерочка гречки, мерочка гречки нам на варенички. 
Третий пожиток — решето овса, решето овса, сверху колбаса. 
Будьте здоровы! Весёлых свят! С праздником, хозяева! 
Хозяева одаривают колядовщиков.
Кот:
Мяу, мяу, мало! Нужно ещё сала, чтоб коза брыкала! 
Дай сала кусок, чтоб твой боров был высок! 
Козовод:
Дайте, дядя, сала, а то кот сдохнет. 
Хозяин:
Нету сала, мышь украла! 
Кот пристаёт до тех пор, пока не выпросит кусочек. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики идут пировать. На пиру едят обрядовое печенье в виде коров (коровай, рогалики). Вместо жертвенного ягнёнка (“то бо покрпишемо коляди 
ягнчем”, В.К. II 7а), едят печенье в виде бараньей головы (баранки, крендели). Непременно нужно попробовать узвар и кутью (кутья, безусловно, “прапрабабушка” современных пирожных; наши предки долгое время отваривали зерно целиком, 
прежде чем догадались размалывать его в муку). Праздник заканчивается игрищами. Обрядовая игра — жмурки (“слепой козёл”). Кроме того, на святках принято загадывать загадки вроде “красный петушок по жердочке бежит” и девушкам петь подблюдные песни во время домашних гаданий. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: “В гору катись, с весной воротись”. Колесо означает разгорающееся солнце, поднимающееся всё выше над небосклоном.

НОВЫЙ ГОД 

Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах — это Новый год (01.01). Когда-то давным-давно бог зимы, снега и холода Мороз ходил по селениям, насылая крепкие морозы. 
Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью (все блюда поминальные). Теперь же Мороз превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. Откуда же взялся Дед Мороз? По поводу появления современного Деда Мороза существует несколько предположений. По одному из них создателем этого образа является немецкий художник Морис фон Швиндт. Он жил в Вене и писал декорации к опере Моцарта “Свадьба Фигаро”. Ему необходимо было изобразить “Господина Зимы”, что он и сделал, нарисовав человека в тёплой шубе с большим меховым воротником и ёлкой под мышкой. 
Было это более 140 лет назад. Переехав в Мюнхен, художник вёл в сатирическом журнале рубрику “Приключения Деда Мороза”, где Дед Мороз совершал разные добрые дела. По другому предположению Дед Мороз это не кто иной, как Бог 
зимы, снега и холода. У наших предков он олицетворялся в образе богатыря-кузнеца, который сковывал реки и озёра “железными дорогами”. Естественно, его образ нельзя представить без шубы мехом внутрь (шубы мехом наружу вошли в 
обиход только в начале XX в.) и без волшебного посоха (он сын Велеса и Мары). Недаром греко-кафолическая церковь заклеймила Деда Мороза “языческим персонажем”, в отличие от Санта-Клауса, т. е. Николая Патерского (“св. Николая”), 
жившего в III в. “Родителем” современного Санта-Клауса является Клемент Кларк Мур. Портрет Санта-Клауса впервые был написан в 1862 г. Томасом Настом. Причём портрет писался со слуги Мора, круглого жизнерадостного голландца. В 
настоящее время образ нашего Деда Мороза усиленно вытесняется образом похороненного в г. Демре, Турция, Николая Патерского (он же Санта-Клаус, он же Пер-Ноэль, он же Баба Ноэль). Между прочим, в украшении ёлки есть глубокий 
обрядовый смысл: в вечнозеленых растениях, по поверьям, живут души предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам. Такой вот древний обычай.
Новый год, как и Щедрец, семейный праздник. В этот день лучше навестить своих родных. Обрядовое блюдо — свинина, особенно божок — начинённый свиной желудок.

Материал взят с сайта http://rodnovery.ru/prazdniki.html


Категория: Мои статьи | Добавил: Партнер (03.11.2009)
Просмотров: 2089 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Блин,да что за фигня!!!!!!!!!!!!!!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
сегодня отмечаем

афоризмы

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Регистрация в каталогах, добавить сайт 
в каталоги, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, 
хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги 
продвижения и рекламы сайтов Rambler's Top100 Каталог сайтов Всего.RU
    подарки на свадьбу Стань стронником Гринпис!
    Свадебный Портал "Ура, свадьба!", Здесь Организация свадеб, Свадьба в Москве, Свадьба в Санкт-Петербурге, СПБ, Свадьба в России, Свадебный Форум.
    Весь интернет в одном каталоге!
    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz
    Каталог сайтов форум Санкт-Петербурга> PAUTINI.RU - русскоязычные интернет сайты курсы иностранных языков