Суббота
21.10.2017
20:25

RSS
"о 5 праздник"
Главная
традиционная славянская свадьба »
Меню сайта

Форма входа

анекдоты

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Было бы не плохо знать, на каких ритуалах строится традиционная славянская свадьба и что они обозначают. Оговоримся сразу, чтобы было понятно, о чем дальше пойдет речь: невеста с женихом ( в основном, все таки невеста ) как бы умирают перед свадьбой и заново рождаются в процессе свадебного ритуала. Это обряд инициации, занимающий центральное место в цепочке рождение – смерть. Поэтому предки наши относились к свадьбе не как к празднику с шутками и прибаутками, а очень серьезно.
Прощание с «красой» (волей). 
Итак, последний признак, связывающий невесту с прежним статусом (девичеством), - "девья красота”. Снятие этого признака могло происходить в различных формах. Рассмотрим основные. "Красота” ("воля”) могла воплощаться в некоем предметном символе. Таковым могли быть кудель, деревце (например, елочка, березка), лента-косоплетка, венок, платок, повязка, веревка и др. Для центральных и северных областей России характерно использование в этой роли деревца (украшенного деталями головного убора невесты), ленты, кудели. Для Украины и южных областей - венка, повязки, гильца. До или после свадьбы «красу» сжигали. В некоторых местах, жених со товарищами должен был отобрать «красу», а после сжечь. Иногда «красу» передавали, либо младшей сестре, либо подругам (аналогия свадебного букета).
Далее следует обряд расплетение косы и посадка невесты или жениха и невесты на дежу.
Описывать не будем, т.к. плохо представляем применение этого обряда в современной свадьбе. Кто желает подробно ознакомиться с этим ритуалов, может прочесть в книге Байбурина «Ритуал в традиции славян», отрывок из которой можно скачать здесь.

Следующий этап – баня. 
В условиях ресторана вполне заменяемый обрядом омовением невесты. В этом действии активно участвует колдун. Он ведет невесту, подав ей конец пояса, что на уровне мифопоэтических ассоциаций воспринимается как знак путешествия в иной мир. В бане подруги раздевают невесту, а колдун снова подает ей конец пояса и ведет ее на полок. Перед тем как парить невесту, он перевязывает этим поясом правую руку, ногу и грудь невесты, приговаривая: "ноги к ногам, руки к рукам, грудина к грудине - на восток”. Эти слова являются стандартной заговорной формулой исцеления. После отделения красоты от невесты она представляется как бы окончательно разъятой на части. Задача колдуна - сложить заново ее тело. Исцеление невесты происходит в бане - обычном месте лечения. Такая интерпретация согласуется и с известным сказочным мотивом омоложения героя перед свадьбой через предварительное разъятие его тела.  
Воде, которой омывалась невеста, и ее поту придавалось особое значение. Собственно, в них как бы и сконцентрировано ее"девичество” ("мертвая вода”?). В ряде районов, например в Вологодской губ., невеста омывалась пивом над туесом, а затем, при "выводе” (отъезжании к венцу), этим пивом старались напоить "приборян” (представителей партии жениха), чтобы они ее полюбили.

Продажа косы.
После всех вышеописанных процедур, невеста становится как бы «ничья». В этом "нейтральном” состоянии происходит передаче ее жениху, что изображается как продажа косы представителям партии жениха. Продает косу (невесту) ее брат (младший и неженатый), а покупает жених или дружка. В том случае если младшего брата у невесты не было, приглашали мальчика из числа родственников, получавшего свадебный чин косника. Торг имеет подчеркнуто символический характер: начинаясь с огромных сумм, заканчивается несколькими копейками. В обряде принимают участие и подруги невесты, которых жених обязан был наделить гостинцами.
После этого начинается вторая часть свадьбы, ориентированная на возвращение героев ритуала в мир людей, их создание и наделение признаками нового статуса. Для второй половины особое значение приобретает семантика нового, первого, начала. Эти мотивы появляются после бани (невесту одевают во все новое-Козырев, 1912, с. 80), а затем все усиливаются. Во время венчания жених, как и невеста, старается встать на "подножник” первым, чтобы быть главой семьи. С этой же целью старались держать свечу выше. Невесте полагалось при венчании "смеяться” (улыбаться), чтобы потом всю жизнь не плакать. Они начинают вести себя как "живые”. К ним возвращается способность самостоятельных действий.
Каравай
Обряды со свадебным хлебом распространены у восточных славян практически повсеместно. На Русском Севере он называется банник, в центральных и поволжских областях - курник, на Украине и в Белоруссии - коровой, калач. Приготовление свадебного хлеба и его раздача относятся к числу значимых действий в русской традиции.
Приготовление коровая изображается как событие космического масштаба, в котором принимают участие Бог, светила, стихии.
"Сам Бог коровай месить,
Пречистая светить...
Месяц у печь сажая,
Зоренька закладая,
Слонейко запекая...”
На коровае также изображались символы солнца, звезд, месяца, животных, птиц, мужского детородного органа. Коровай - воплощение идеи достатка, изобилия, и его старались сделать максимально больших размеров. Многие операции по приготовлению коровая имеют эротический подтекст. Женщины замешивают коровай, но заметать печь и сажатьв нее коровай зовут мужчину. Иногда коровай сажает в печь супружеская пара. Сажание коровая в печь имитирует производительный акт, в котором принимают участие не только люди, но и окружающие предметы:
"Лавы дрыгають,
Окна мигають,
Печка регоче,
Бо коровая хоче”
(Крачковский,1”73,с.40).
Посажение коровая в печь завершается всеобщим ликованием. Короваищицы целуются, обнимаются, а иногда и разбивают дежу, в которой месили коровай (ср. битье горшков после брачной ночи).
Следущий важный этап - деление каравая. В Белоруссии каждый гость получал часть коровая, а взамен одаривал жениха и невесту деньгами. На Украине при делении коровая учитывалась символика отдельных его частей, например, кусок коровая с изображением месяца полагался невесте. Если учесть, что коровай - это и образ вновь созданного мира, то кроение коровая одновременно является и символическим делением мира. Каждый участник получает свой надел и удел. Обычно разбивают миску, в которой разносили гостям куски коровая, а гости в свою очередь клали отдарки. Черепки ассоциировались с детьми, а разбивание горшка - с ритуальным способом наделения долей (в этом смысле выражение "бить на счастье” особенно любопытно, учитывая синонимию счастья и доли, с одной стороны, и внутреннюю форму самого слова с-часть-е). Выбор для этой цели горшка обусловлен не только содержимым, но и тем, что он является воплощением идеи цельности, а его разбивание носит необратимый и вероятностный характер (ср. гадания: разобьется / не разобьется, и если да, то на сколько частей, и т. п.).

"Вскрывание невесты”
Сразу по приезде молодых, невесту ведут в красный угол для "вскрытия”: "Впереди идет сваха с подушкой, за ней дружка с кнутом ведет за руку молодую, которая держит за руку мужа”. Сваха выкупает места для молодых за столом. Их обводят "посолонь” вокруг стола под пение песен ("Прасковья душа, сдогодайся, сдогодайся, /Как ведут тебя, раскрывайся, раскрывайся...”). Молодых ставят за стол, и в избу пускают народ. Отец и мать жениха берут кромку хлеба и начинают навертывать на нее платок с нижнего конца. Невеста становится "дыбом” за стол. Присутствующие кричат: "Ура! хороша!” По другой версии из того же Валдайского у., невесту "вскрывал” дружка. Он стегал кнутом подушку, положенную на место для невесты, затем брал пирог без начинки, клал его на голову молодой и заворачивал платок на пирог. Символика пирога с / без начинки довольно прозрачна (ребенок в чреве матери или его отсутствие). В свою очередь завернутый в покрывало пирог однозначно "прочитывается” как ребенок. Эта линия развивается и последующими действиями: завернутый пирог относится в чулан, где отдельно от гостей молодые сначала едят, а затем и проводят первую ночь. В других локальных традициях этот же круг идей может быть выражен более прозрачно - ср. обычай сажать на колени новобрачной ребенка (мальчика) или куклу .

Заключительные обряды свадьбы ориентированы на дальнейшее "очеловечивание” молодых, включение их в новую социальную структуру. Этот процесс в большей степени касается невесты, чем жениха. По сути дела, все то, что невеста делает в первый раз, приобретает (или может приобретать) ритуализованный характер. Так, во многих локальных традициях ритуализуется первоепосещение молодой хлева, овина, бани, колодца. В этом же ключе следует, вероятно, рассматривать так называемые испытания новобрачной (подметание пола, разжигание печи и т. п.). Кроме того, выполнение этих действий означает "возвращение” к невесте утраченных ею в начале свадьбы свойств живого человека. Не случайно во время "испытаний” ее просят пройтись, отыскать брошенную на пол иголку и т. п.
Конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников знаменуется отводинами - совместным посещением молодыми родителей жены. Этот элемент свадьбы особенно важен для невесты, так как "достраивает” ее путь до полной схемы переходного ритуала: "туда и обратно”, но уже в новом статусе. Вместе с тем отводины на содержательном уровне лишь подчеркивают необратимость главного перемещения (в дом мужа). В родительский дом она возвращается ненадолго и в качестве гостьи.
Вот так, в кратком изложении, выглядит традиционная славянская свадьба.



сегодня отмечаем

афоризмы

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Регистрация в каталогах, добавить сайт 
в каталоги, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, 
хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги 
продвижения и рекламы сайтов Rambler's Top100 Каталог сайтов Всего.RU
    подарки на свадьбу Стань стронником Гринпис!
    Свадебный Портал "Ура, свадьба!", Здесь Организация свадеб, Свадьба в Москве, Свадьба в Санкт-Петербурге, СПБ, Свадьба в России, Свадебный Форум.
    Весь интернет в одном каталоге!
    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz
    Каталог сайтов форум Санкт-Петербурга> PAUTINI.RU - русскоязычные интернет сайты курсы иностранных языков